Весь сайт
Ассоциация саморегулируемая
организация оценщиков

8-800-333-87-38

Бесплатно по России

Комитет Государственной Думы по вопросам собственности рекомендовал принять в первом чтении законопроект о банкротстве физических лиц, предусматривающий процедуру оценки имущества должника

Комитет Государственной Думы по вопросам собственности рекомендовал принять в первом чтении законопроект о банкротстве физических лиц, предусматривающий процедуру оценки имущества должника

Комитет Государственной Думы по вопросам собственности 20 сентября 2012 г. решил предложить Совету Государственной Думы включить проект федерального закона № 105976-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника» в проект порядка работы Государственной Думы на 26 сентября 2012 года для рассмотрения в первом чтении.

Как отмечается в заключении Комитета Государственной Думы по вопросам собственности, законопроект направлен на защиту прав граждан-должников и создание условий для взаимоприемлемого для обеих сторон кредитных отношений урегулирования проблемы просроченной задолженности указанных граждан и предусматривает:

- возможность проведения реструктуризации долгов, в ходе которой утверждается план реструктуризации либо должник признается банкротом;

- возможность заключения мирового соглашения с кредиторами с целью прекращения производства по делу о банкротстве;

- обязательную публикацию сведений в деле о банкротстве гражданина-должника только в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, без опубликования в средствах массовой информации;

- проведение реструктуризации долгов самим должником либо арбитражным управляющим по инициативе должника или кредиторов. В последнем случае вознаграждение арбитражного управляющего, расходы на привлечение лиц, обеспечивающих его деятельность, осуществляются за счет средств должника, или кредиторов.

- максимальный срок реализации плана реструктуризации долгов составляет 5 лет;

- в случае успешного выполнения плана реструктуризации долгов гражданин освобождается от долгов, сохраняя при этом активную социальную позицию;

- если гражданин не сумел расплатиться с кредиторами в ходе реструктуризации долга, арбитражный суд выносит определение об отмене плана реструктуризации долгов и признает гражданина банкротом. При этом имущество (часть имущества) гражданина подлежит реализации на торгах, если иное не предусмотрено решением собрания кредиторов или решением арбитражного суда;

- оценка имущества гражданина, включенного в конкурсную массу, проводится самим должником или финансовым управляющим (в случае его утверждения). Собрание кредиторов вправе принять решение о проведении такой оценки с привлечением оценщика и оплатой расходов на ее проведение за счет лиц, голосовавших за принятие соответствующего решения;

- вводятся ряд ограничений как для должника, признанного банкротом, так и для должника, успешно осуществляющего (или осуществившего) план реструктуризации долгов. Запрещается в течение 5 лет повторно признавать себя банкротом, а также получать новые кредиты в банках без указания на факт признания гражданина банкротом;

- в случае привлечения должника к уголовной или административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное или фиктивное банкротство, если такие правонарушения им совершены в данном деле о банкротстве, а также если гражданин не предоставлял необходимую информацию или предоставлял недостоверную информацию арбитражному суду, рассматривающему дело о банкротстве, указанный гражданин-должник не освобождается от обязательств;

- последствиями признания должника - индивидуального предпринимателя банкротом являются утрата силы его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а также аннулирование выданных ему лицензий на осуществление отдельных видов деятельности.

Комитет по вопросам собственности высказал следующий ряд замечаний к законопроекту.

Законопроектом предлагается установить "порог входа" в процедуру банкротства гражданина в размере 50 000 руб. При этом следует учесть, что согласно универсальным нормам Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" признаком банкротства является задолженность, превышающая 100 000 руб. В этой связи представляется целесообразным при подготовке законопроекта ко второму чтению рассмотреть возможность с учетом инфляционных процессов установления единого критерия для физических и юридических лиц в размере 100 000 р.

В соответствии с законопроектом единственным средством идентификации гражданина при реализации процедур банкротства и реструктуризации задолженности (а такие процедуры могут продолжаться до 5 лет) является его фамилия и имя. При этом не учитывается, что гражданин вправе их поменять, в связи с чем целесообразно дополнить идентифицирующие признаки, например, индивидуальным налоговым номером.

В целях предотвращения злоупотребления со стороны должника при реализации плана реструктуризации задолженности следует рассмотреть возможность введения дополнительного ограничения в отношении должника в части выезда за пределы Российской Федерации.

Отсутствует порядок использования при реструктуризации задолженности банковских счетов должника – гражданина.

Необходимо уточнить положение законопроекта, предусматривающего в случае нарушения должником условий мирового соглашения возобновление производства по делу о банкротстве и введение реструктуризации долгов без утверждения плана их реструктуризации.

Законопроект содержит положение, что из конкурсной массы гражданина исключается жилое помещение, если оно является для гражданина и (или) членов его семьи единственным пригодным для постоянного проживания (за исключением случая, когда такое помещение является предметом ипотеки). Данное положение является важной гарантией обеспечения конституционных прав гражданина-должника и членов его семьи на жилище. Также из конкурсной массы исключаются земельные участки, использование которых не связано с предпринимательской деятельностью и не являющиеся предметом ипотеки.

Однако на практике со стороны недобросовестных граждан могут иметь место злоупотребления правом, когда они вкладывают заемные денежные средства в квартиру и (или) земельный участок без учета возможности либо без намерения вернуть заемные средства. В целях предотвращения подобных злоупотреблений представляется целесообразным законодательно стимулировать должника – владельца дорогой, "элитной" недвижимости продать ее, купить более дешевое жилье и расплатиться с кредиторами. В этой связи следует рассмотреть возможность ко второму чтению дополнить законопроект нормой о том, что правило исключения единственного жиля из конкурсной массы не распространяется на жилье, площадь которого существенно превышает установленную жилищным законодательством Российской Федерации учетную норму площади жилого помещения. В любом случае решение по конкретным случаям будет принимать арбитражный суд.

В отношении земельных участков возможно указать, что из конкурсной массы исключаются земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества, являющиеся единственным жильем для гражданина и (или) членов его семьи. Такая правовая норма будет соответствовать положения Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что судьба земельных участков будет следовать судьбе объекта недвижимости, расположенного на нем, т.е. единственного жилья.

Вместе с тем, в целях защиты наиболее уязвимых категорий граждан-должников, в частности, беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, по аналогии с законодательством Германии, целесообразно установить, что все требования кредиторов к указанным категориям граждан замораживаются до достижения ребенком возраста трех лет.

Источник: Государственная дума

Карта сайта
На нашем сайте мы используем cookie для сбора информации технического характера, позволяющей запоминать определенные ваши действия на сайте.